История Житомира (на русском языке)

Европейский город с забытой историей


Каждый город имеет уникальную душу и историческую судьбу. На такую неповторимость влияет множество факторов – геополитическое расположение, ландшафт, климат, природные ресурсы, сеть торговых путей, религиозные, культурные и цивилизационные особенности.

Житомир тоже обладает особым шармом, который обусловлен временем и пространством. Облик Житомира несет на себе отпечаток многовековой истории и неповторимого географического положения. Ведь Житомир возник на меже природно-климатических зон, на границе разных религий и цивилизаций, на территории, которая столетиями пребывала в сфере интересов конкурирующих империй.

Так исторически сложилось, что Житомир, был расположен на границе противостояния православия и католицизма, одновременно являясь важным форпостом всей христианской цивилизации, лежащим подле границ пассионарного исламского мира. К тому же с ХVII века город стал одним из центров скопления крупной еврейской общины. Противостояние и взаимодействие всех этих цивилизаций и культур, создало ту уникальную ментальность и атмосферу, в которой развивался и рос Житомир – один из интереснейших исторических городов Украины.

Легендарный Житомир


Расположенный в живописной лесистой местности, на скалистых берегах Тетерева и его притока Каменки, Житомир был достаточно древним поселением. Люди на его территории жили с незапамятных времен. Еще за 100 тысяч лет до Рождества Христова, возле Житомира была расположена стоянка первобытных людей. Это стало известно в результате археологических раскопок, которые выявили селения и могильники эпохи бронзы и раннего железного века.

Древляне
На территории города археологи также обнаружили остатки древнего славянского городища Х – ХIII столетий. Поэтому нельзя исключать вероятности того, что Житомир был «градом» и одним из форпостов Руси – древнего государства скандинавских норманнов, контролирующих богатый торговый путь из «варяг в греки».

Природными коммуникациями, в те далекие времена, служили в первую очередь реки, которые впадали в Днепр недалеко от Киева. Тетерев, на берегах которого расположен Житомир, был именно такой рекой ведущей от Днепра в западном направлении. Поэтому можно предположить, что уже во времена варяжского господства поселение, расположенное в районе Житомира могло стать укрепленным градом бояр из скандинавской дружины Рюриковичей. Ведь для прикрытия Киева с западного направления нужно было иметь заставу, стоящую на природном речном пути. Впрочем, это не факт, поскольку во времена ранних Рюриковичей в район Житомира не ходили даже на полюдье.

Кунинг Ингвар
О возможности норманнского прошлого града Житомира говорят и местные легенды. Согласно с устными пересказами, Житомир был основан якобы еще в 884 году скандинавским военачальником по имени Житомир. По местной легенде этот воин был высокопоставленным дружинником варяжского конунга Аскольдира, которого в 882 году в Киеве убили норманны из клана Рюриковичей, во главе с конунгом Ингваром (князем Игорем) и его опекуном конунгом Хельгу (князем Олегом). Но, никакие серьезные научные источники этой версии не подтверждают.

Кстати, славянское племя древлян, живущее возле Житомира и в лесах севернее него, очень агрессивно воспринимало попытки скандинавов, навязать им свою власть. Местная славянская знать долгое время вела упорную борьбу против владычества скандинавских руссов в Древлянской земле. Самым ярким свидетельством тому была печальная судьба первого киевского Рюриковича – князя Игоря, которого убили воины из дружины славянского князя Мала, из града Искоростеня (ныне Коростень на севере Житомирщины).

Полюдье
Дело в том, что каждое лето варяги из клана Рюриковичей, вели активную торговлю со сказочно богатой Византией, зимой же они кормились на так называемом «полюдье», облагая данью славян живущих в бассейне Днепра. По началу, когда правил князь Игорь Рюрикович, система обложения данью была по сути грабительской. Это возмущало местную знать до такой меры, что славянский князь Мал решил отомстить норманнскому чужеземцу. Осуществляя эту задумку, он со своими верными воинами выследил Игоря, когда тот беспечно разгуливал по древлянским лесам с ничтожной численностью своих дружинников, и жестоко казнил первого киевского Рюриковича. Этот случай очень ярко свидетельствует об отношении местных славян к пришлой чужеземной Руси. Впрочем к Житомиру эти страсти не имели отношения, поскольку он был расположен вдали от территорий куда киевские варяги ходили на полюдье.

Поэтому вернемся к истории Житомира…

Казнь Ингвара
Поляки, более двухсот лет владевшие Житомиром, также имеют легенды, указывающие на древность города. Согласно с их пересказами католический миссионер Яцек Одровонж в 1240 году основал в Житомире монастырь доминиканцев, который, якобы в том же году был уничтожен вместе с городом вследствие набега монгольских завоевателей.

Впрочем, не факт, что Житомир вообще пострадал от нашествия орд Батыя. Ведь этому противоречат некоторые летописи, связанные с походами князя Данилы Галицкого на грады, которые еще до падения Киева были уже «сидящие за татар». Известно, что города, входящие в так называемый Болоховский союз, были расположены по всей речке Тетерев. Возможно, что Радомишль, Коростышев, Житомир и Чуднов во время ослабления власти Киева приняли татарское подданство еще до 1240 года.

Бату-хан (Батый)
Известный историк Александра Ефименко, в своей книге «История украинского народа» писала, что «еще до нашествия татар, города по Тетереву и Горыни после таинственных болоховцев, пользуясь ослаблением власти великого князя киевского, отделились из состава княжих земель и самоорганизовались в союзы автономных общин. Монголы, - по словам Ефименко, - не разоряют эти территории, которые, возможно, вошли в их подданство добровольно и проявили готовность исполнять известные обязательства; после нашествия уже вся западная часть Киевской земли оказывается в числе «людей, сидящих за татары». Эта, и подобная ей информация ставит под сомнение вероятность уничтожения Житомира и ряда других городов, расположенных вдоль Тетерева, темниками Батыя.


Монголы
В последнее время житомирские краеведы выдвигают даже версии о том, что укрепленный град в районе нынешнего Житомира появился якобы как раз во время монгольского господства в этих землях. К примеру, почетный член Всеукраинского союза краеведов Георгий Мокрицкий, на страницах газеты «20 хвилин», выдвинул версию о том, что основателем давшим свое имя Житомиру был не кто иной как татарский мурза. Эту гипотезу ученый выдвинул после отыскания в российских генеалогических источниках информации о некоем русском боярине, который, как и многие из русской знати, имел татарское происхождение от предка по имени Жидомир.

Исходя из этимологии, фантазии на тему легендарного Житомира можно дополнить и еще более древними версиями, ведь не исключена вероятность того, что град Житомир мог быть заложен еще во времена максимальной экспансии Хазарского каганата, когда Киев был данником хозар, а северо-западный рубеж этой древней державы проходил приблизительно в районе Тетерева.

Но все легендарные версии (норманнские, славянские и татарские) не имеют никаких научных подтверждений, кроме некоторых артефактов найденных на территории Житомира, к примеру, печатки, которую считают собственностью жены одного из Рюриковичей. Впрочем и эта находка не подтверждает того факта, что поселение в районе нынешнего Житомира было в те времена укрепленным форпостом Руси.

Замок Великого княжества Литовского


Житомирский замок впервые упоминается в связи с экспансией пассионарных литовских князей Гедиминовичей. Во второй литовско-русской летописи утверждается, что якобы еще в 1320 году сам великий литовский князь Гедиминас (Гедемин) освободил Житомир от господства Золотой Орды.

Гедеминас
Эта версия была пересказана также в трудах Карамзина: «Сей мужественный витязь (Гедимин Литовский – прим.), в 1319 году победою окончив войну с Орденом, немедленно устремился на Владимир (Волынский)... Город сдался... Как скоро весна наступила (1320 год) и земля покрылась травою, Гедимин с новою бодростию выступил в поле, взял Овруч, Житомир, города Киевские и шел к Днепру...осадил Киев. Еще жители не теряли надежды и мужественно отразили несколько приступов, наконец, не видя помощи...и зная, что Гедимин щадит побежденных, отворили ворота. Духовенство вышло с крестами и вместе с народом присягнуло быть верным Государю Литовскому, который, избавил Киев от ига Моголов». Впрочем, серьезные историки считают эту дату надуманной.

Следующее письменное упоминание о Житомире, датируемое 1362 годом, содержится в Густинской летописи. В тот год литвский князь Олгердас (Ольгерд) разбил татар на Синих Водах, вследствие чего Киевское княжество, вместе с Житомиром, вошло в состав Великого княжества Литовского. Впрочем, положение литовцев на Руси тогда ещё было шатким.

Лавры окончательного освобождения Житомира от господства евразийских орд принадлежат другому великому князю литовскому - Витаускасу (Витовту), который, согласно с письменными источниками, окончательно отбил Житомир от татарского доминирования в 1392 году. В Литовско-русской летописи об этом говорится так: «...бывше в Киеви и не всхоте покоры учинити и чолом ударите великому князу Витовту. Той же весны Витовый пойде и взя град Житомир и Вручий (Овруч)».

Витаутаскас под Грюнвальдом
Итак, именно 1392 год можно считать годом выхода Житомира из мрака веков на арену бурной восточноевропейской истории. Эту же дату можно считать и европейской весной Житомира, временем его освобождения от евразийской орды и одновременного вхождения в состав европейского Великого княжества Литовского, Русского и Жмудского. Государства, связанного уже на то время союзными, кровными и династическими узами с Королевством Польским. Ведь еще за семь лет до окончательного освобождения Житомира от татар, 14 августа 1385 года, в небольшом белорусском местечке Крев, Литва и Польша подписали союзный договор, известный как Кревская уния.

Таким образом, город появляется на страницах мировой истории как город, находящийся под монаршей рукой польского короля. Ведь, согласно союзному договору литовский князь Ягайло вступил в брак с польской королевой Ядвигой, вследствие чего он и его потомки получали титул польского короля. С тех пор две восточноевропейские страны пребывают в тесном династическом, а после Люблинской унии 1569 года, и политическом союзе. Поэтому расцвет и европеизация Житомира тесно связана со славной восточноевропейской королевской династией ягеллонов.

Битва под Грюнвальдом, в которой учавствовали и житомиряне

В 1399 году, после поражения войск великого князя Витовта от золотоордынского хана Эдигея татары снова захватили и разрушили Житомир. Впрочем, боевая победа, как это часто бывает, вскоре обернулась для татар дипломатическим и геополитическим поражением, ведь проигравшему, на поле боя, Витовту удалось сыграть на внутренних противоречиях в лагере противника.

Татары
В результате великий князь, способствуя расколу Золотой Орды и помогая Крымскому ханству получить независимость, обеспечивает экспансию Великого княжества Литовского к побережью Черного моря. Это был небывалый геополитический прорыв, который удалось повторить, несколько столетий спустя, лишь немецкой принцессе Августе Фредерике Анхальт Цербской, более известной в мировой истории под именем российской императрицы Екатерины Второй.

Впрочем, после смерти Витовта не нашлось фигуры, способной продолжить такую успешную политику, а Крымское ханство по иронии судьбы стало главной угрозой для южных рубежей литовско-русского государства.

Оборонительная линия страны снова отступила от Черного моря далеко на север, и остановилась на линии замков: Винница, Брацлав, Черкассы и Канев. Тобишь, после смерти Витовта Житомир снова становится почти приграничным городом и как следствие стратегически важным форпостом для обороны страны. Замком, отдаленным от Дикого поля, кишащего свирепыми ордынцами, всего лишь на каких-то 100 километров.
Темник Золотой Орды Эдигей

Вскоре, наново отстроенный, после нападения хана Эдыгея, Житомир вошел в число крупнейших городов Великого княжества Литовского. Некоторое время город переживал небывалый экономический взлет. Это стало возможным вследствие того, что польский король Казимир Ягайлович одарил Житомир существенными торговыми привилегиями. В результате город стал важным центром торговли, связанным с многими европейскими центрами. К примеру, велась активная торговля с крупным и процветающим портовым Гданьском. В то время Житомир интенсивно рос и развивался, и уже в 1432 году он упоминается в числе четырнадцати крупнейших городов литовско-русского государства.
Казимир Ягайлович
В 1444 году король Казимир Ягайлович утвердил Житомиру право местного самоуправления, известного в европейской истории как Магдебурское право. Тут стоит заметить, что впервые магдебурия была предоставлена Житомиру еще в 1432 году, но в связи со сложной политической ситуацией в стране, это право было окончательно утверждено лишь 12 лет спустя, в 1444-ом. С той поры Житомир становится свободным городом, не подлежащим юрисдикции и поборам русско-литовских князей, магнатов и шляхты. Киев, к примеру, получил подобное самоуправление лишь через пол столетия.

В 1471 году Житомир, вместе с Овручем, Киевом, Каневом и Черкассами, стал поветовым городом новосозданного Киевского воеводства. Иноземный путешественник – венецианский посол Амброджио Контарини, в 1474 году проезжавший по пути к персидскому шаху, сделал в своих мемуарах такую заметку о Житомире: «город укрепленный, в котором строения деревянные». Замок постепенно рос и строился, а в городе развивались ремесла и торговля.

Герб Киевского воеводства
Впрочем, экономический взлет и рост города тормозился вследствие ряда стратегических и геополитических обстоятельств. Ведь именно в те времена на востоке Великого княжества Литовского появился серьезный конкурент – Московское княжество, политически зависимое от Золотой Орды. После упадка православного Константинополя «Второго Рима», Москва провозгласила себя «Третьим Римом» – духовным наследником византийского христианства, и одновременно заявила претензии на право наследства всей Киевской Руси.

Поставив такие цели Московское княжество, пребывающее в вассальной зависимости от Золотой Орды, пользуясь помощью и покровительством татар, организовало подрывную работу против литовско-русского государства. Вследствие такой политики в 1470-80 годах несколько мелких северских княжеств перешли под московский протекторат.

Житомиряне учавствовали в битве под Оршей и других московско-литовских войнах
В 1481 году был раскрыт заговор московских агентов – князя Ивана Ольшанского, Федора Бельского и Михаила Олельковича. А через 27 лет другой мятежник – славянизированный татарский князь Михаил Глинский, также сговорился с Москвой и во время очередной агрессии московитов, попытался осуществить мятеж против литовско-русского государства.

Московськое войско
В 1508 году бунтовщики во главе с Глинским, овладели несколькими литовскими замками на территории Белоруссии и взяли в осаду Овруч и Житомир, к счастью овладеть городом им так и не удалось. В результате бунт закончился побегом Глинского в Москву. Многие историки убеждены, что это была откровенно подрывная работа Московского княжества против литовско-русского государства. К примеру, Александра Ефименко очень метко выразилась по этому поводу: «за фигурами возмутившихся князей четко просматривались фигуры московских собирателей русской земли».

Московиты
Такая откровенно провокационная и подрывная политика Московского княжества привела к адекватным последствиям, которые закончились серией литовско-московских войн. Житомиряне, во главе с киевскими воеводами и житомирскими старостами принимали активное участие в этих войнах против Москвы.

Безусловно, такая обстановка не способствовала хозяйственному и экономическому развитию Житомира. Ведь, не следует забывать, что Житомир был расположен в стратегически уязвимом регионе литовско-русского государства. Ведь во время литовско-московских войн, союзником московитов нередко выступало Крымское ханство. И когда литовско-русская держава вела боевые действия на севере, татары по договоренности с московитами опустошали южные рубежи страны. Наиболее от этого терпели украинские земли и города. В частности, Житомир.

Менгли Гирей с сыном на приеме у хана
В целом, соседство с Диким Полем, где орудовали евразийские степные орды, веками тормозило развитие города. Ведь Житомир за свою историю пережил до 80 набегов со стороны степных кочевников. Временами эти набеги завершались весьма плачевно и город целиком лежал в руинах.

Наиболее тяжелыми по последствиям для житомирского замка были набеги 1461 – 1482 годов. К примеру, в 1482 году хан перекопской орды Менгли-Гирей, хотя и не смог полностью овладеть Житомиром (во время его опустошительного набега на Украину выстояли лишь четыре замка Житомир, Брацлав, Канев и Черкассы), но все-таки существенно повредил оборонительные сооружения городской крепости.

Лаконично и информативно повествует о тех временах Телевизионный проект «История Украины», созданный на основе трудов таких известных историков как: М.Грушевский, М.Полонская-Василенко, Д.Дорошенко, Д.Яворницкий и других.

''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''

ИСТОРИЯ УКРАИНЫ (часть ІІ). НАБЕГ МЕНГЛИ ГЕРАЯ НА КИЕВ. 69 серия. Смотри на 1 часе 4 минуте фильма (1:04:00) здесь: http://www.youtube.com/watch?v=oOFE2h8uPqE&feature=related

НАБЕГ МЕНГЛИ ГЕРАЯ НА КИЕВ. 69 серия.

В 1480 году крымский хан Менгли Герай заключил союз с московским великим князем Иваном III.  Поощряемый подарками из Москвы, хан через два года с огромной конной ордой появился на берегах Днепра. Татары захватили Киев, опустошили его, сожгли Печерский монастырь. В честь своего триумфа Менгли Герай послал в подарок Ивану  III золотую чашу и дискос из Святой Софии Киевской. Великий князь, по словам российского историка Карамзина: «благодарил хана и убеждал его и в дальнейшем добросовестно выполнять условия их союза». После этого Менгли Герай ещё несколько лет опустошал Подолье, Волынь и даже добрался до белорусских земель.

(…) Главной добычей татар был ясыр, то есть рабы, невольники. Набеги на украинские земли шли один за другим… (…) Киевщина по обе стороны Днепра опустела, люди оставались лишь в немногих укреплённых крепостях, откуда делали вылазки лишь на рыбалку и охоту. Снова, как и в давние времена, украинцы чувствовали, что их земля расположена на краю враждебной и грозной степи.


''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''


Именно такой крепостью в те времена и был Житомир. После набегов Менгли Герая, город был восстановлен при содействии Великого князя Литовского Александра, который некоторое время жил в Житомире и, кроме всего прочего, подарил городу большой «ратный» колокол.

Литвский князь Александр
После реконструкции Житомир вновь стал важным торговым, ремесленным и административным центром региона. 30 декабря 1501 года великий князь Александр, для оживления внутренней торговли, освободил от мыта житомирских мещан. Однако, обязал их сообщать старосте о заезжих купцах и казаках, которые должны были платить большие подати за торговлю. Вскоре Житомир стал важным торговым, ремесленным и административным центром.

Следует заметить, что иногда крепость страдала и от случайных пожаров. К примеру, в 1552 году, во время правления старосты Дмитрия Кмитича, замок «сам собою от пригоды сгорел». К счастью Житомир, как мифическая птица Феникс, не раз восставал из пепла…


В сороковых годах XVI века местный зодчий Симеон Бабинский вместе с первым старостой города и одновременно воеводой Волынским князем Богушом Корецким, существенно реконструировали замок. Город был серьезно модифицирован и укреплен. Это была надежная средневековая фортификация. Толстые городские стены были окружены оборонным рвом, заполненным водой. В распоряжении замка была мощная артиллерия – четыре тяжелые пушки и пять террасниц (пушек без лафета, установленных на стенах крепости) и сильный гарнизон.

Сигизмунд Август
Информация о состоянии отстроенного житомирского замка содержится в письменных источниках. В частности, в документах ревизии Льва Тышкевича, проведенной в рамках осмотра королевских замков на Волыни и в Киевской земле, отмечается достаточно хорошее состояние крепости.

По описаниям, территория замка достигала двух гектаров и имела форму неправильного шестиугольника с тремя воротами и пятью угловыми башнями. Внутри городских стен главными сооружениями были дворец старосты, храм и амбары с продовольствием. Связь с замком осуществлялась через мост, переброшенный над обрывом. Кроме того сообщение с внешним миром поддерживалось и с помощью разветвленной сети подземных коммуникаций – хорошо укрепленных подземных ходов.

Город играл роль стратегически важного форпоста на южных рубежах Великого княжества Литовского. Значение житомирского замка отмечал известный украинский историк Михайло Грушевский. В статье «Казачество на Украине» он писал, что: «На средства правительства – из стратегических соображений – высокопоставленными чиновниками были восстановлены в первой половине XVI века приграничные замки – Киев, Остер, Канев, Черкассы, Житомир, вооруженные артиллерией и войсковыми гарнизонами». Не менее известный украинский историк Иван Крипьякевич, в своей работе «История украинского войска», утверждал, что в те времена житомирский замок был самым большим по площади на территориях украинских земель. По его словам, размеры замка составляли 130 метров в длину и 115 метров в ширину.

Мещанин
В 1544 году значение Житомира отмечено тем, что он был нанесен на географическую карту Европы (известную как карта Мюнстера). В том же году Пётрокувский сейм подтвердил новую привилегию житомирян. Согласно с ней, не только князья и шляхта, но и мещане освобождались от повинности в ремонте замка и содержании замковой стражи. А в 1568 году в Красноставе на Любленщине Сигизмундом-Августом было утверждено решение, согласно с которым житомирские мещане освобождались от налогов и таможенных пошлин. Эти привилегии должны были существенно оживить экономику города.

Интересно что, несмотря на статус престижного и свободного города официальное население Житомира было тогда (по нынешним меркам) незначительным. К примеру, в 1545 году в житомирском замке проживало всего 574 свободных мещан.

Впрочем, для восточноевропейского средневекового города малая численность населения была типичной. Например, в Киеве тогда проживало всего лишь 3 тысячи жителей, а крупнейшим городом нынешней Украины был Львов с населением 10 тысяч мещан.

Шляхтичи
Но, город не ограничивался только лишь периметром городских оборонных фортификаций. Доктор исторических наук Наталия Яковенко, в своей книге «Нариси історії України», пишет, что большинство средневековых «городков обрастало волостью, тобишь селами, которые, как тогда говорилось, тянулись к ним, создавая небольшой административный, церковный и торговый округ. Ведь в городке проживала правящая администрация и находилась церковь – центр прихода, поскольку большинство так называемых сел были поселениями хуторского типа и не имели собственных храмов. Тут же сосредотачивалась и местная торговля. Собственно, наново заселенные города нередко тем и отличались от больших сел, что в них в установленные соответствующими привилегиями сроки можно было свободно торговать: один или два раза в год – на ярмарках и раз или два в неделю – на так называемых торгах, то есть базарных днях».

Что касается населения Житомира, то вероятно к числу его жителей вписали лишь мещан, пользующихся привилегиями Магдебурского права. Проще говоря, представителей богатых купеческих семей и зажиточных торговцев. Наемных работников и поселенцев, живущих вне городских стен, скорее всего, проигнорировали. Но даже и с их учетом, численность житомирян (включая жителей пригородов и прилегающих волостей) вряд ли была бы большей нескольких тысяч лиц.

По словам Наталии Яковенко, внутри Киевской земли существовало распределение волостей между главными замками – Киевом, Житомиром и Овручем. В свою очередь сами волости управлялись боярами. К примеру, в 1487 году великий князь Казимир раздал житомирским боярам следующие волости: Макару Володковичу – волость Бирин, Юшку Полковичу – волость Жолвяж, Сеньку Романовичу – волость Хотинь.

Королевский город Речи Посполитой

Люблинский союз (уния) Королевства Польского и Великого княжества Литовского

Люблинская уния 1569 года привнесла эпохальные изменения в жизнь Житомира и всей Украины. И поскольку в оценках этого события, историческая интерпретация, как Российской империи, так и независимой Украины, оставляет множество штампов и ярлыков, которые до неузнаваемости искажают реальность, в этих событиях следует разобраться особенно объективно и беспристрастно.

Итак, Великое княжество Литовское, в состав которого уже с ХIV столетия входил Житомир, было чрезвычайно ослаблено бесконечными войнами и конфликтами с Московским княжеством, в результате этого выматывающего противостояния, литовско-русское государство начало терять свою обороноспособность и состоятельность. Ливонская война, в которую ввязалась литовско-русская знать, до предела обескровила и вымотала государство.

Капитуляция московитов под Псковом

Наталия Яковенко так описала состояние дел Литвы, того времени: «Вначале XVI века стало очевидным, что Великое княжество Литовское близко к упадку. В 1552 году Москва отобрала у него Чернигов и Стародуб на северном Востоке Украины. А в 1549 и 1552 годах оно не смогло противостоять двум большим вторжениям татар. В 1562 – 1570 годах нарастающий кризис достиг критической точки, когда Литва ввязалась в новую войну с Московским царством. Истощенные огромными военными расходами и оказавшиеся перед угрозой московского вторжения, литовцы обратились к Польше за помощью. Поляки готовы были ее дать, но за плату. Теперь главным условием, которое они поставили стало объедининение в единое целое Польши с Литвой, которых до сих пор связывал единый монарх».

Республика (Речь Посполитая) обоих народов Польши и Литвы

Иными словами польское дворянство – шляхта, стремилась максимально сцементировать союз двух стран, которые еще с 1385 года жили вместе благодаря Кревской династической унии.

Герб Речи Посполитой
Все эти предпосылки привели к тому, что в январе 1569 года, с целью укрепления союза Польши и Литвы, в городе Люблине был созван совместный польско-литовский сейм, на котором шли бурные и драматические дебаты о форме будущих взаимоотношений двух союзных государств. У разных группировок польской, литовской и русской знати были очень разные видения совместного будущего Королевства Польского и Великого княжества Литовского.

Польская партия, которая пользовалась также поддержкой русской и литовской малоземельной шляхты, стремилась к максимальной централизации союза двух государств. Группа крупных литовских магнатов, напротив, отстаивала идеи максимальной автономии Литвы, и соглашалась на объединение лишь при условии сохранения отдельных органов государственной власти в Великом княжестве Литовском. Речь шла об отдельном сенате и сейме.

Флаг Республики двух народов
Дело дошло даже до того, что в марте 1569 года, неудовлетворенные ходом событий крупные литовские, магнаты в знак протеста покинули совместный сейм в Люблине. К несчастию для них, этот демарш привел к прямо противоположным для Литвы последствиям. Ведь польская партия, стремилась максимально сцементировать союз двух государств, опираясь на литовскую и русскую шляхту. Шляхта, в свою очередь, искала таких же законных прав и привилегий, как и их польские собратья. Ситуативные союзники санкционировали акты короля Сигизмунда II Августа, об отторжении от Литвы и присоединения к Королевству Польскому земель Подляшья, Волыни, Брацлавщины, Подолья и Киевщины.

Шокированные таким поворотом событий крупные литовские магнаты, было, спохватились и спешно вернулись на сейм, но факт потери южных земель литовско-русского государства был уже свершившимся. К тому же они находились в крайне уязвимом положении, поскольку увязли в противостоянии с московитами во время изнурительной Ливонской войны. В такой уязвимой ситуации они не могли себе позволить крайнюю несговорчивость…
Король Сигизмунд II Август
В результате 28 июня 1569 года была подписана Люблинская уния, которую 1 июля утвердили раздельно депутаты польского и литовского сеймов. В итоге союз, заключенный в 1385 году в городе Креве, получил свое логическое завершение в Люблине. Результатом этого стало создание единого польско-литовского государства – Республики двух народов (Речь Посполитой). Главой объединенной державы становился монарх, избираемый на общем польско-литовском сейме в Кракове. Также общими становились сейм, сенат и единая денежная единица. Впрочем, Великое княжество Литовское, все же, сохраняло определенную автономию, имея отдельные законы, судебную систему, войско, правительство и администрацию.

Но для Украины и, в частности, для Житомира это уже не имело особого значения, поскольку они со времени подписания Люблинской унии отходили в юрисдикцию Королевства Польского. Украинские земли отошедшие к Польше были разделены на Берестейское, Подольское, Брацлавское и Киевское воеводства. С тех пор Русь впервые была разделена на две части – собственно украинскую (в составе Короны польской) и белорусскую, которая осталась в составе Великого княжества Литовского.

Житомир. Костёл ордена Иезуитов
Житомир стал королевским городом, столицей одного из поветов и центром гродского староства Киевского воеводства (на ряду с Киевом и Овручем). Также город становится местом проведения поветовых шляхетских сеймиков.

Объединение в одном государстве, чрезвычайно близких по быту, языку и культуре, польского и украинского народов, не было чем то неприродным с этнической точки зрения, ведь когда то даже Нестор Летописец не видел существенной разницы между наднепрянскими (киевскими) и надвислянскими (польськими) полянами, которых он считал одним народом: «Словене же ови пришедше и седоша на Висле реце и прозвашася Ляхове; а инии о тех Ляхов прозвашася Поляне... Тако же и те же словене пришедше седоша по Днепру и нарекошося Поляне».

Болеслав Храбрый
Впрочем, разные религиозные и культурные наслоения, как и разный административный и хозяйственный уклад, в значительной мере разделили народы, имеющие общие этнические корни. Штучное разжигание религиозных противоречий и сознательно манипулятивная политика клира восточной и западной христианских церквей, стали более серьезным фактором чем кровное родство славянских племен, которые иногда носили даже одно имя.

Если рассматривать историю с точки зрения политики, то Польша участвовала в делах Надднепрянщины с самого начала своей государственности. В конце Х века славянизированный потомок Рюриковичей великий киевский конунг Вальдемар (известный в украинской истории как князь Владимир Великий) женил своего старшего сына Святополка на дочери польского князя Болеслава Храброго.

После смерти Владимира Великого Святополк, как и полагается старшему сыну занял киевский стол (в 1015 – 1019 годах). Став великим князем в стольном граде Киеве Святополк решительно взялся за централизацию страны. Вероятно такая политика не понравилась его братьям, а также и иерархам православной церкви, которые видели, что новый князь подпал под влияние своего могущественного тестя – католического властелина Польши – Болеслава Храброго.

Въезд Болеслава Храброго в Киев (Золотые ворота)
Принято считать, что для концентрации власти в своих руках Святополк, якобы, хотел расправиться со всеми своими братьями, которые владели своими удельными княжествами… Его обвиняют в частности в том, что он якобы подослал наемных убийц к своим младшим братьям Борису и Глебу (версии о том, что убийство могло быть спровоцировано его оппонентами для его дискредитации никем не рассматривалась).

Князь Ярослав
В то же время это дало существенные козыри в руки князя Ярослава, которого православные летописцы впоследствии прозвали Мудрым. Используя повод мести за невинно убиенных братьев, Ярослав вступил в борьбу за престол. Началась междоусобица. В 1016 году Ярослав, опираясь на помощь варягов и новгородцев, разбил войско Святополка под Любечем и захватил столицу. В свою очередь Святополк обратился за помощью к тестю – Болеславу Храброму. И в 1018 году Святополк и Болеслав, под градом Волинем над Бугом, разгромили дружину Ярослава и вернули законному наследнику киевский стол.

С того времени поляки на Руси настолько увеличили свое влияние, что это стало раздражать и самого Святополка. Внутренний конфликт между союзниками дал возможность Ярославу вновь выступить против брата. В бою под Альтой Святополк потерпел сокрушительное поражение и окончательно сошел с исторической арены.

Бегство Святополка
Горе побежденным… Православная церковь заклеймила Святополка как «окаянного», который якобы убил несчастных Бориса и Глеба. Самих же князей, жертв этой междоусобицы, православная церковь причислила к лику святых… Мотив этих действий на лицо – Ярослав, путем информационной войны против брата, пояснил свои претензии на киевский стол, а православный клир на несколько столетий приостановил наступление римо-католиков на восток. Впрочем, это только предыстория польсько-украинский отношений…

Присоединение к Королевству Польскому в 1569 году привело к небывалому экономическому подъему на украинских землях. Вследствие чего начало расти и значение Житомира. Этому, кроме всего прочего, способствовало также и то, что 25 января 1580 года польский король Стефан Баторий издал указ о возобновлении давних вольностей, полученных житомирянами еще при князе Сигизмунде-Августе. Через два года 20 ноября 1582 года Баторий также подтвердил привилегии Сигизмунда-Августа о свободной торговле и освобождении житомирских мещан от всяческих пошлин.

В 1596 году житомиряне, во главе со своим старостой Семеном Дениской Матвиевским участвовали в подавлении бунта Наливайка и Лободы. К слову, Матвиевский погиб при штурме казацкого лагеря. Михайло Грушевский писал об этом так: «житомирский староста Семен Дениско Матвиевский вписал свое имя в историю кампании положив голову при неосторожном штурме казацкого лагеря на Солонице». С тех пор внутренние конфликты крупных русских (украинских) магнатов и польской шляхты с одной стороны и казаков, которых нередко поддерживал польский король, с другой стороны, только возрастали.

В том же 1596 году польский король Сигизмунд ІІІ Ваза пожаловал Житомиру привилегию организации двух ярмарок ежегодно. Это в значительной мере оживило экономическую жизнь города. Можно даже сказать, что начался новый ренессанс Житомира.

Сигизмунд III Ваза
Вокруг крепости выросли значительные пригороды. Город вышел за границу городских стен. Численность мещанских дворов внутри замка выросла со 142-ух в 1572 году до 246 дворов в 1609 году, среди них выделялись 16 дворянских (шляхетских) имений. Начало расти население города. В значительной мере это происходило благодаря притоку «пришлых людей» из Полонного, Луцка, Овруча, Бобруйска и Турова, которых привлекала перспектива оживления торгово-экономической жизни города.

В 1614 году в Житомире заседала правительственная комиссия, которая существенно ограничила в правах казаков, которые часто становились зачинщиками восстаний и бунтов, к тому же своими набегами на Крым и даже Турцию казаки провоцировали османов на конфликты с Речью Посполитой. Это серьезно угрожало безопасности страны, и закрывать глаза на эту проблему правительство не могло. Впрочем, новая война с Турцией, когда государству снова потребовалась помощь казацкого войска, нивелировала решения житомирской комиссии.

Стефан Баторий
Согласно с описанием Житомирского староства, датированным 1622 годом, Житомир был сильным, хорошо укрепленным и оснащенным мощной артиллерией замком, город был способен уместить пятитысячный боевой гарнизон. Оборонительные фортификации были также расширены за счет новой сети подземных оборонных коммуникаций – хорошо известных житомирских подземелий. Часть из них была обложена камнем и кирпичом. Подземные ходы стали одной из важнейших составляющих оборонительного комплекса крепости.

Но и в этот раз хозяйственный и экономический рост города был прерван из-за ряда неблагоприятных обстоятельств. Не последним из них, наряду с социальной и сословной составляющими, был и клубок религиозных и мировозренческих противоречий между братскими народами.

Впрочем, для того чтобы разобраться в тех событиях отбросив пропагандистскую шелуху и имперскую идеологическую зашоренность (которой, между прочим, грешит и украинская интерпретация истории), нужно сначала объективно и непредубежденно рассмотреть то, как жили простые люди на Волыни и Киевщине вначале польско-литовского периода украинской истории.

Запорожцы в ХVII  веке провоцировали польско-турецкие конфликты

Золотой век Руси (Украины)

Непредубежденный взгляд на свободу и материальное благополучие тех времен может на многое открыть глаза наших современников. Но одно можно сказать с полной уверенностью – это был Золотой век украинских земель, век достатка и благополучия, который, к сожалению, уже никогда не повторится…

Шляхтичи
Попробуем мысленно перенестись в те далекие времена… «Конечно, хозяйство тогдашнего земледельца, - пишет историк Александра Ефименко, - мы должны представлять себе очень полным и, так сказать, самодовлеющим; достаточно вспомнить, на какой широкий хозяйственный базис оно опиралось. Описание дворища и его принадлежностей, т. е. тянущих к нему угодий, рисует перед нами совершенно утопическую с современной точки зрения картину привольного хозяйничанья на обширных землях, где, кроме пашни и сенокосов, есть и гаи, и ставы, и млины, и пасеки, и руды. (…)

Пища доставлялась в изобилии окружающей, еще не истощенной природой, и по отношению к пищевому материалу, конечно, в те времена было гораздо меньше отличия высшего класса от низшего, богатого от бедного, чем это мы наблюдаем теперь. Если пан Никодим Янович, великий посол от Литовского государя к Московскому, получал ежедневно в качестве «стации» от населения на свое путевое прокормление яловицу, четыре гуся, 10 кур, кроме хлеба других «дробных кухонных речей», ушаток меду и бочку пива, то и 15 московских вязней (пленников), сидевших в Берестье, все же таки имели на пропитание на неделю по два барана, по две ковриги хлеба на человека, по 10 головажен соли и по бочке пива. Одним словом, мясо домашнего скота и диких животных, птица домашняя и дикая, рыба доставляли одинаково материал для стола и великого князя, и простого крестьянина. Но торговля познакомила богатых людей с приправами, которые отличали простой стол от изысканного. Приправы эти употреблялись в огромных количествах: из них перец по своей распространенности чуть-что не считался ощепризнанным орудием обмена».

Знатная шляхетка
Бойкая международная торговля, центром которой оставался Киев, познакомила людей с разными изысканными восточными изделиями и качественными немецкими товарами, понятно, что крепкие хозяйственники из простонародья имели возможность приобретения всех этих вещей. Путешественник Михалон Литвин, тогдашний современник, писал об этом так: «В Киеве мне самому случалось видать, как шелк продается дешевле чем лен в Вильне, а перец дешевле соли». По словам этого очевидца в домах самых бедных мещан можно было встретить шелковые ткани и пряности, которые в Европе или Московии были доступны лишь аристократам. Все это было свидетельством благополучия тогдашнего украинского населения.

«Западная торговля, - продолжает Ефименко, - освоила людей с немецкими сукнами: не только шляхтич, но и зажиточный украинский простолюдин не довольствовался домотканым, а требовал «лунского сукна»; южная торговля распространила повсюду шелк и шелковые ткани. Как ни хороши были стоялые меды и домашние пива, но тем не менее немецкое пиво уже тогда начало прокладывать себе дорогу в обиход жизни южнорусского человека; о заграничных же винах и нечего говорить: они шли в изобилии и с запада и с юга, не вытесняемые своим местным, земским или горелым, вином, несмотря на его дешевизну. (…)

Мещанин
Слишком много было привлекательного в этой чудной Украине, о почве которой самые сведущие люди своего времени говорили, что здесь даже не стоит сеять каждый год: посей раз, а затем пашня будет сама обсеменятся и давать урожай без засева. Обилие дикого зверя соответствовало богатству растительности».

Польский современник, историк и географ Матвей Меховский, живший в 1456 -1523 годах, в книге «Трактат о двух Сарматиях» так описывал богатства и природные ресурсы Украины литовских и ранних польских времен: «Зубров, диких коней и оленей такое множество, что охотятся на них единственно для шкуры, а мясо кидают; на ланей же и кабанов и внимания не обращают. Диких коз в таком количестве перебегает зимою из степей в леса, а летом обратно в степи, что каждый селянин может их ежегодно набить сколько угодно. По берегам рек множество жилищ бобров. Птиц столько, что весною хлопцы наполняют лодки яйцами диких уток, гусей, журавлей и лебедей. Собак кормят мясом дикого зверя. Реки изобилуют неслыханным количеством осетров и иных больших рыб, которые идут из моря вверх в пресные воды; так наполняется река рыбой, что копье брошенное в воду, задерживается и торчит, как вбитое в землю».

Мещанка
По словам многих историков, эти описания не далеки от истины. К примеру, та же Ефименко писала об этом так: «Это и многое другое свидетельствуют современники, достойные веры, о тогдашней роскоши производительных сил украинской территории; подтверждаются эти показания и косвенными свидетельствами точных документов, по крайней мере относительно тех предметов, которые имели официальное финансовое обращение, как, мед и скот. В этом отношении Украина была буквально страной, текущей медом и молоком».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ